Санпин-1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания.pdf

Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2021 г. N 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ
САНПИН 1.2.3685-21 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ"
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134) и пунктом 2 Положения о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:
1. Утвердить санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" согласно приложению.
2. Ввести в действие санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" с 01.03.2021.
3. Установить срок действия санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" до 01.03.2027.
4. Признать утратившими силу с 01.03.2021:
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
08.04.2003 N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03" (зарегистрировано
Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
23.04.2003 N 66 "О введении в действие гигиенического норматива допустимой суточной дозы
(ДСД) 1,1-диметилгидразина при поступлении его в организм человека ГН 1.2.1311-03"
(зарегистрировано Минюстом России 13.05.2003, регистрационный N 4534);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.04.2003 N 78 "О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03" (зарегистрировано Минюстом России
19.05.2003, регистрационный N 4550);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил" (зарегистрировано Минюстом
России 31.10.2001, регистрационный N 3011);

VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
172. Нормативы площадей помещений представлены в таблице 6.1. Требования к
нормативам площадей предъявляются при наличии в организации данных видов (типов)
помещений.
173. Раздевальная (прихожая) должны быть:
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
174. Комната воспитателя должна быть:
в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием.
175. Изолятор (помещение для временной изоляции заболевших) должен быть в
организациях с круглосуточным пребыванием.
176. Площадь учебных помещений указана без учета площади, необходимой для
дополнительного оборудования и (или) мебели для хранения оборудования и (или) учебных
пособий.
177. Количество и площадь спортивных залов рассчитывается в зависимости от
необходимой одномоментной пропускной способности и спортивной спецификации.
178. Количество комнат гигиены девочек (девушек) должно быть не менее 1 комнаты на 70
человек.
179. Количество помещений для стирки, сушки вещей, глажения и чистки одежды должно
быть не менее 1 помещения на жилую секцию и (или) этаж.
180. Площадь туалетов указана для туалетов, размещенных в жилых ячейках и (или) на
одном этаже.
Нормативы площадей помещений
Таблица 6.1
Помещения, возраст

Норматив, не менее

1

2

Организации для детей до 7 лет
Групповая (игровая),

до 3-х лет

2,5 м2/чел.

2,0 м2/чел.

игровая комната
(помещения),
помещения для занятий

3 - 7 лет

Помещение для приема
и (или) приготовления
пищи

дошкольные группы,
размещенные в жилых
помещениях жилищного фонда

0,7 м2/посадочное место

организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родителей при
поквартирном проживании

1,5 м2/посадочное место

Спальная (место для сна) до 3-х лет
3 - 7 лет
Раздевальная в
групповой ячейке

2,0 м2/чел.

в группах менее 10 чел.

1,0 м2/чел.
(минимальная площадь
помещения 6,0 м2)

в группах более 10 чел.

18,0 м2
1,2 м2/чел.
(минимальная площадь
помещения 6,0 м2)

Раздевальная (прихожая)

3,0 м2

Буфетная
Туалетная

1,8 м2/чел.

до 3-х лет

0,6 м2/чел.

3 - 7 лет

0,8 м2/чел.

Туалетная и душевая или ванная комната

0,8 м2/ чел.

Музыкальный зал при проектной мощности организации
от 120 до 250 детей

50,0 м2

Музыкальный зал при проектной мощности организации
от 250 детей

100,0 м2

Физкультурный зал или объединенный физкультурный и
музыкальный зал при проектной мощности организации
менее 250 детей

75,0 м2

Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с
детьми

10,0 м2

Комната воспитателя

6,0 м2/ чел.

Медицинский кабинет

12,0 м2

Процедурный кабинет

8,0 м2

Изолятор (помещение для временной изоляции
заболевшего)

6,0 м2/койко-место

Туалет медицинского блока с местом для приготовления
дезинфицирующих растворов

6,0 м2

Помещения для стирки белья (постирочные)

14,0 м2

Гладильная

10,0 м2

Кладовая чистого белья

6,0 м2

Туалет для персонала

3,0 м2

Хозяйственная кладовая

4,0 м2

Помещение для хранения и обработки уборочного
инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов

4,0 м2

Организации для детей старше 7 лет и молодежи
Жилые комнаты в
общежитиях, интернатах,
учреждениях
социального
обслуживания семьи и
детей

при наличии отдельных
помещений для
самостоятельных занятий

4,5 м2/чел.

при оборудовании мест для
самостоятельных занятий в
жилой комнате

6,0 м2/чел.

Жилые комнаты, спальные помещения в организациях
отдыха детей и их оздоровления, групп продленного дня

4,0 м2/чел.

Жилые комнаты в детских санаториях

6,0 м2/чел.

Помещения для отдыха и игр (гостиные), игровых комнат

2,5 м2/чел.

Учебные помещения, кабинеты, аудитории при
фронтальных формах занятий

2,5 м2/чел.

Учебные помещения, кабинеты, аудитории при
организации групповых форм работы и индивидуальных
занятий

3,5 м2/чел.

Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими
местами с персональным компьютером

4,5 м2/ рабочее место
15,0 м2

Лаборантская при специализированных кабинетах,
лабораториях, мастерских (ПОО)
Лекционные аудитории

до 350 мест

1,2 м2/чел.

более 350 мест

1,0 м2/чел.

Мастерские трудового обучения, кабинет кулинарии и
домоводства в общеобразовательных организациях
Слесарная мастерская (ПОО)

6,0 м2/ рабочее место
на 15 чел.

5,4 м2/чел.

на 20 чел.

4,5 м2/чел.

Слесарно-инструментальная мастерская (ПОО)

Слесарно-сборочная мастерская (ПОО)

Токарная, фрезерная, механическая мастерская (ПОО)

Электрогазосварочная мастерская (ПОО)

Электросварочная (ПОО)

Электромонтажная (ПОО)

Механическая по обработке дерева (ПОО)

на 15 чел.

7,2 м2/чел.

на 20 чел.

6,0 м2/чел.

на 15 чел.

8,0 м2/чел.

на 20 чел.

7,2 м2/чел.

на 15 чел.

12,0 м2/чел.

на 20 чел.

10,8 м2/чел.

на 15 чел.

12,0 м2/чел.

на 20 чел.

9,6 м2/чел.

на 15 чел.

9,0 м2/чел.

на 20 чел.

7,5 м2/чел.

на 15 чел.

6,0 м2/чел.

на 20 чел.

4,0 м2/чел.

на 15 чел.

12,0 м2/чел.

на 20 чел.

10,0 м2/чел.

Помещение для самоподготовки

2,5 м2/чел.

Рекреация коридорного типа

0,6 м2/чел.

Рекреация зального типа

2,0 м2/чел.

Актовый (концертный) зал

0,65 м2/посадочное место

Спортивный зал

10 м2/чел.

Зал для занятий лечебной физической культурой

5,0 м2/чел.

Раздевальные при спортивном зале

14,0 м2

Туалетные при спортивном зале

8,0 м2

Душевые при спортивном зале, раздельные по полу

12,0 м2

Лаборатории, мастерские для занятий творчеством при
организации дополнительного образования (ПОО)

4,0 м2/чел.

Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для
организаций дополнительного образования

12,0 м2

Зал для занятий хора и оркестра

2,0 м2/чел.

Зал для занятий хореографией

3,0 м2/чел.

Обеденный зал

общеобразовательные организации,
ПОО, организации отдыха детей и их

0,7 м2/ посадочное место

оздоровления с дневным
пребыванием
организации отдыха детей и их
оздоровления с круглосуточным
пребыванием

1,0 м2/посадочное место

Обеденный зал

детские санатории; организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации

1,5 м2/посадочное место

Помещение для
приема пищи и
(или)
приготовления
пищи

малокомплектные образовательные
организации, реализующие
образовательные программы
начального общего, основного общего
и среднего общего образования

0,7 м2/посадочное место
(минимальная площадь
помещения 20 м2)

организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
при поквартирном проживании;
специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации

1,5 м2/посадочное место

Комната воспитателя

6,0 м2/чел.

Туалетные раздельные для мальчиков и девочек (юношей
и девушек)

0,1 м2/чел.

Туалетная и
душевая или
ванная комната

для организаций отдыха детей и их
оздоровления с круглосуточным
пребыванием; специализированные
учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной
реабилитации

0,8 м2/ чел.

организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

1,5 м2/чел.

Комната гигиены девочек (девушек)
Помещение для хранения вещей

3,0 м2
0,2 м2/чел.

Помещение для стирки, сушки вещей, глажения и чистки
одежды

14 м2

Помещение для хранения уборочного инвентаря,
приготовления дезинфицирующих растворов

4,0 м2

Медицинский
кабинет

общеобразовательные организации,
ПОО

21,0 м2

организации отдыха детей и их

10,0 м2

оздоровления
Стоматологический кабинет

12,0 м2

Процедурный (прививочный) кабинет

12,0 м2

Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с
детьми

10,0 м2
6,0 м2/1 койко-место

Изолятор (помещение для временной изоляции
заболевших)

4,0 м2

Медицинская палатка (в палаточном лагере)

0,15 м2/на 1 чел.

Гардероб

1,2 м2/чел (минимальная
площадь помещения 6 м2)

Раздевальная (прихожая)
Ширина рекреаций
При одностороннем расположении кабинетов

4,0 м

При двухстороннем расположении кабинетов

6,0 м

Нормативы параметров мебели, оборудования
и расстановки мебели
Таблица 6.2
Нормативы параметров мебели
Вид оборудования
Мебель для
лежания (кровати)
- размеры, не
менее

Возраст

Нормируемый
параметр

Норматив

длина

1200 мм

ширина

600 мм

длина

1400 мм

ширина

600 мм

длина

1600 мм

ширина

700 мм

длина

1900 мм

ширина

800 мм

до 3-х лет

от 3-х до 7 лет

от 7 до 10 лет

от 10 лет и старше
Вид оборудования

Номер
мебели

Маркировка

Длина тела (рост
ребенка)

Высота рабочей
плоскости

Мебель детская
дошкольная,

00

Черный

до 850 мм

340 мм

0

Белый

850 - 1000 мм

400 мм

ученическая
1
(столы) - высота до
2
крышки

Мебель детская
дошкольная,
ученическая
(стулья) - высота
сиденья

Конторки (высота
над полом
переднего края
столешницы)

Оранжевый

1000 - 1150 мм

460 мм

Фиолетовый

1150 - 1300 мм

520 мм

3

Желтый

1300 - 1450 мм

580 мм

4

Красный

1450 - 1600 мм

640 мм

5

Зеленый

1600 - 1750 мм

700 мм

6

Голубой

1750 - 1850 мм

760 мм

00

Черный

до 850 мм

180 мм

0

Белый

850 - 1000 мм

220 мм

1

Оранжевый

1000 - 1150 мм

260 мм

2

Фиолетовый

1150 - 1300 мм

300 мм

3

Желтый

1300 - 1450 мм

340 мм

4

Красный

1450 - 1600 мм

380 мм

5

Зеленый

1600 - 1750 мм

420 мм

6

Голубой

1750 - 1850 мм

460 мм

-

-

1150 - 1300 мм

750 мм

-

-

1300 - 1450 мм

850 мм

-

-

1450 - 1600 мм

950 мм

Требования к расстановке мебели
Показатель

Норматив

Минимальные разрывы, расстояния, не менее
Кровати в спальных
помещениях

Мебель в учебном
помещении

от наружных стен

60 см

от отопительных приборов

20 см

ширина прохода между кроватями

50 см

между изголовьями двух кроватей

30 см

между столами и стенами (светонесущей и
противоположной светонесущей)

50 см

между рядами столов

50 см

от учебной доски до первого ряда столов

240 см

Наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда
столов
Угол видимости

до 7 лет; 1 - 4 классы

не более 860 см
45°

учебной доски

5 - 11 классы, ПОО

35°

Высота нижнего края учебной доски над полом

70 - 90 м

181. Нормативы размера экрана электронных средств обучения представлены в таблице 6.3.
182. При использовании ноутбука с диагональю экрана 14 дюймов при работе с текстом
размер шрифта, указанный в главе VII, в таблице "Требования к оформлению текстовой
информации электронных учебных изданий", должен быть увеличен на 2 пункта для сохранения
размера символа на экране.
Нормативы размера экрана электронных средств обучения
Таблица 6.3
Электронные средства обучения

Диагональ экрана, дюйм/см, не менее

Интерактивная доска (интерактивная панель)

65/165,1

Монитор персонального компьютера, ноутбука

15,6/39,6

Ноутбук

14,0/35,6

Планшет

10,5/26,6
Нормативы количества и установки санитарных приборов
в помещениях
Таблица 6.4

Показатель, возраст
Высота установки до 4-х лет
умывальных
от 4-х до 7 лет
раковин или
раковины
желобкового типа 7 лет и старше
(от пола до борта)
Количество
санитарных
приборов для
детей
дошкольного
возраста, не
менее

до 3-х лет

0,4 м
0,5 м
0,7 - 0,8 м

индивидуальные горшки
умывальники или 1
раковина желобкового типа

3 - 7 лет

Норматив

на каждого ребенка
1 кран на 5 детей

унитаз

1

поддон с душевой насадкой
на гибком шланге

1

умывальник для персонала

1

детские унитазы

1 унитаз на 5 детей

умывальники или раковина
желобкового типа

1 кран на 5 детей

умывальник для персонала

1

3 - 7 лет, для
детские унитазы
организаций с
кратковременным умывальники или раковина
желобкового типа
пребыванием (4
часа и менее)
Количество санитарных приборов для унитазы

1 унитаз на 20 детей
1 кран на 20 детей

1 на 20 девочек

детей старше 7 лет в организациях с
дневным пребыванием, не менее

1 на 30 мальчиков
писсуары

1 на 30 мальчиков

умывальники или раковина
желобкового типа

1 кран на 30 чел.

Количество санитарных приборов для унитазы
детей старше 7 лет в организациях с
круглосуточным пребыванием, не
менее
писсуары
умывальники или раковина
желобкового типа
Количество умывальников или раковина желобкового типа перед
обеденным залом, не менее

1 на 8 девочек
1 на 16 мальчиков
1 на 16 мальчиков
1 кран на 5 чел.
1 кран на 20 посадочных мест

Коэффициент отражения в помещениях
Таблица 6.5
Показатель
Коэффициент
отражения, не
менее

Норматив

потолок, верхняя часть стен и оконных откосов

0,70

панели стен

0,55

пол

0,40

мебель

0,45

Требования к организации образовательного процесса
Таблица 6.6
Показатель

Организация, возраст

Норматив

1

2

3

Начало занятий, не
ранее

все возрастные группы

8:00

детский санаторий

9:00

Окончание занятий, при реализации образовательных программ
не позднее
дошкольного образования

17:00

при реализации программ начального, общего
основного и среднего общего образования и
программ профессионального обучения (ПОО 1, 2
курс)

19:00

при реализации
до 7 лет
дополнительных
образовательных программ, 7 - 10 лет
деятельности кружков
(студий), спортивных секций 10 - 18 лет

19:30

детские санатории

18:00

20:00
21:00

Перерыв между последним уроком (занятием) и началом
внеурочных/дополнительных занятий следующей смены, не менее

20 мин

Продолжительность от 1,5 до 3 лет
занятия для детей
от 3 до 4 лет
дошкольного
возраста, не более
от 4 до 5 лет

10 мин
15 мин
20 мин

от 5 до 6 лет

25 мин

от 6 до 7 лет

30 мин

Продолжительность 1 класс (сентябрь - декабрь)
учебного занятия
1 класс (январь - май)
для обучающихся,
не более

Продолжительность
дневной суммарной
образовательной
нагрузки для детей
дошкольного
возраста, не более

40 мин

классы, в которых обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья

40 мин

2 - 11 классы

45 мин

от 1,5 до 3 лет

20 мин

от 3 до 4 лет

30 мин

от 4 до 5 лет

40 мин

от 5 до 6 лет

50 мин или 75 мин
при организации 1
занятия после
дневного сна

от 6 до 7 лет

90 мин

Продолжительность 1 классы
дневной суммарной
образовательной
нагрузки для
обучающихся, не
более
2 - 4 классы

Учебная нагрузка
при 5-дневной

35 мин

при включении в расписание
занятии 2-х уроков физической
культуры в неделю

4 урока

при включении в расписание
занятии 3-х уроков физической
культуры в неделю

4 урока и 1 раз в
неделю - 5 уроков

при включении в расписание
занятии 2-х уроков физической
культуры в неделю

5 уроков

при включении в расписание
занятии 3-х уроков физической
культуры в неделю

5 уроков и 1 раз в
неделю - 6 уроков

5 - 6 классы

6 уроков

7 - 11 классы

7 уроков

старше 18 лет

не более 8 ч
(академических)

2 - 4 классы, в которых обучаются дети с
ограниченными возможностями здоровья

5 уроков

5 - 11 классы, в которых обучаются дети с
ограниченными возможностями здоровья

6 уроков

1 класс

21 ч

2 - 4 класс

23 ч

учебной неделе, не
более

Учебная нагрузка
при 6-дневной
учебной неделе, не
более

Проведение
сдвоенных уроков

5 класс

29 ч

6 класс

30 ч

7 класс

32 ч

8 - 9 класс

33 ч

10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО

34 ч

старше 18 лет

40 ч

2 - 4 класс

26 ч

5 класс

32 ч

6 класс

33 ч

7 класс

35 ч

8 - 9 класс

36 ч

10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО

37 ч

старше 18 лет

40 ч

1 - 4 классы

не проводятся за
исключением
уроков
физической
культуры по
лыжной
подготовке и
плаванию

Продолжительность все возраста
перерывов между
занятиями, не менее

10 мин

Продолжительность 1 - 11 классы, обучающиеся ПОО
перемен
1 - 11 классы, обучающиеся ПОО
(перерывов), не
перемены для приема пищи
менее

10 мин

динамическая пауза (для 1-х классов)

20 мин
40 мин

Недельный объем
внеурочной
деятельности, не
более

1 - 11 класс

Количество видов
учебной
деятельности на
учебном занятии

1 - 4 классы

3-7

5 - 11 классы

5-7

10 ч

Продолжительность 1 - 4 классы

5-7

одного вида
учебной
деятельности на
занятии, мин

5 - 9 классы

7 - 10

10 - 11 классы

7 - 10

Плотность урока
1 - 4 классы
(отношение
5 - 9 классы
времени,
затраченного на
10 - 11 классы
учебную
деятельность, к
общему времени), %

60 - 80
70 - 90
70 - 90

Моторная плотность урока физической культуры, %, не менее

70

Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее

2 мин

Продолжительность 1 класс
выполнения
домашних заданий, 2 - 3 классы
не более
4 - 5 классы

1,0 ч

6 - 8 классы

2,5 ч

9 - 11 классы

3,5 ч

Продолжительность
1 - 4 классы
выполнения
домашних заданий в
детских санаториях, 5 - 11 классы
не более
Вес ежедневного
комплекта
учебников и
письменных
принадлежностей,
не более, кг

1,5 ч
2,0 ч

домашние
задания не задают
1,0 ч

1 - 2 классы

1,5

3 - 4 классы

2,0

5 - 6 классы

2,5

7 - 8 классы

3,5

9 - 11 классы

4,0

183. Режим дня может корректироваться в зависимости от типа организации и вида
реализуемых образовательных программ, сезона года.
184. Для детей 15 - 18 лет с учетом состояния их здоровья может быть предусмотрена
замена дневного сна на тихий отдых (чтение книг, настольные игры).
185. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
Показатели организации образовательного процесса
Таблица 6.7

Показатель
Продолжительность ночного
сна, не менее

Продолжительность дневного
сна, не менее

Организация, возраст

Норматив

1 - 3 года

12,0 ч

4 - 7 лет

11,0 ч

8 - 10 лет

10,0 ч

11 - 14 лет

9,0 ч

15 лет и старше

8,5 ч

1 - 3 года

3,0 ч

4 - 7 лет

2,5 ч

старше 7 лет

1,5 ч

Продолжительность прогулок,
не менее

для детей до 7 лет

3, ч/день

для детей старше 7 лет

2,0 ч/день

Суммарный объем
двигательной активности, не
менее

все возраста

Утренний подъем, не ранее

все возраста

Утренняя зарядка,
продолжительность, не менее

до 7 лет

10 мин

старше 7 лет

15 мин

Продолжительность труда, не
более

производственная практика в
общеобразовательной
организации, лагеря труда и
отдыха

1,0 ч/день
7 ч 00 мин

12 - 13 лет

2,0 ч в день

14 - 15 лет

2,5 ч день

16 - 18 лет

3,5 ч день

14 - 15 лет

4 ч в день (24 ч
в неделю)

ПОО
16 - 18 лет

6 ч в день (36 в
неделю)

186. Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) на
уроке рассчитывается суммарное время ее использования на занятии.
187. Для вычисления продолжительности использования электронного средства обучения
(ЭСО) индивидуального пользования определяется непрерывная продолжительность их
использования на занятии.
188. При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно
превышать максимума по одному из них.
189. Для детей 6 - 7 лет и обучающихся 1 - 4 классов использование ноутбуков возможно при
наличии дополнительной клавиатуры.

Продолжительность использования ЭСО
Таблица 6.8
Электронные
средства обучения

Классы

1

2

Персональный
компьютер

Ноутбук

Планшет

суммарно в
день дома
(включая
досуговую
деятельность),
мин, не более

3

4

5

7

20

-

1 - 3 классы

20

80

-

4 классы

30

90

-

5 - 9 классы

30

100

-

10 - 11 классы, 1 - 2 курс
ПОО

30

120

-

5 - 7 лет

5

10

-

1 - 3 классы

10

30

-

4 классы

15

45

-

5 - 6 классы

20

80

-

7 - 11 классы, 1 - 2 курс ПОО

25

100

-

6 - 7 лет

15

20

-

1 - 2 классы

20

40

80

3 - 4 классы

25

50

90

5 - 9 классы

30

60

120

10 - 11 классы, 1 - 2 курс
ПОО

35

70

170

6 - 7 лет

15

20

-

1 - 2 классы

20

40

80

3 - 4 классы

25

50

90

5 - 9 классы

30

60

120

10 - 11 классы, 1 - 2 курс
ПОО

35

70

170

6 - 7 лет

10

10

-

Интерактивная доска 5 - 7 лет

Интерактивная
панель

на уроке, суммарно в
мин, не
день в
более
школе, мин,
не более

1 - 2 классы

10

30

80

3 - 4 классы

15

45

90

5 - 9 классы

20

60

120

10 - 11 классы, 1 - 2 курс
ПОО

20

80

150

190. Оценка трудности предметов, отсутствующих в представленных шкалах, производится
аналогично предметам данной предметной области.
Шкала трудности учебных предметов на уровне начального
общего образования
Таблица 6.9
Учебные предметы

Количество баллов

Математика

8

Русский язык/Родной язык

7

Информатика и ИКТ

6

Иностранный язык

7

Окружающий мир

6

Литературное чтение

5

Изобразительное искусство

3

Музыка

3

Технология

2

Физическая культура

1

Шкала трудности учебных предметов на уровне основного
общего образования
Таблица 6.10
Учебные предметы

Количество баллов (по классам)
5

6

7

8

9

Физика

-

-

8

9

13

Химия

-

-

-

10

12

История

5

8

6

8

10

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Математика

10

13

-

-

Геометрия

-

-

12

10

8

Алгебра

-

-

10

9

7

Природоведение

7

8

-

-

-

Биология

10

8

7

7

7

Литература

4

6

4

4

7

Информатика и ИКТ

4

10

4

7

7

Русский язык/Родной язык

8

12

11

7

6

География

-

7

6

6

5

Изобразительное искусство

3

3

1

-

-

Мировая художественная культура

-

-

8

5

5

Музыка

2

1

1

1

-

Обществознание (включая экономику и право)

6

9

9

5

5

Технология

4

3

2

1

4

Черчение

-

-

-

5

4

Основы безопасности жизнедеятельности

1

2

3

3

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

Математика

Искусство

Шкала трудности учебных предметов на уровне среднего
общего образования
Таблица 6.11
Учебные предметы

Количество баллов

Физика

12

Математика (геометрия), Химия

11

Математика (алгебра)

10

Русский язык/Родной язык

9

Литература, Иностранный язык

8

Биология

7

Информатика и ИКТ

6

История, Обществознание (включая экономику и право),
Искусство (МХК)

5

География

3

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Физическая культура

1

Показатели продолжительности проветривания
учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры
наружного воздуха, мин
Таблица 6.12
Температура наружного
воздуха, °C

Учебные кабинеты в малые
перемены

Учебные кабинеты в большие
перемены и между
сменами/рекреации между
учебными занятиями

от +10 до +6

4 - 10

25 - 35

от +5 до 0

3-7

20 - 30

от 0 до -5

2-5

15 - 25

от -5 до -10

1-3

10 - 15

ниже -10

1 - 1,5

5 - 10

Микроклиматические показатели,
при которых проводятся занятий физической культурой
на открытом воздухе в холодный период года
по климатическим зонам
Таблица 6.13
Климатическая зона

Северная часть Российской
Федерации

Заполярье

Возраст
обучающихся

Температура воздуха, °C
без ветра

при скорости
ветра до 5 м/с

при скорости
ветра 6 - 10 м/с

до 12 лет

-10 -11

-6 -7

-3 -4

12 -13 лет

-12

-8

-5

14 - 15 лет

-15

-12

-8

16 - 17 лет

-16

-15

-10

до 12 лет

-11 -13

-7 -9

-4 -5

12 -13 лет

-15

-11

-8

14 - 15 лет

-18

-15

-11

16 - 17 лет

-21

-18

-13

Средняя полоса Российской
Федерации

до 12 лет

-9

-6

-3

12 - 13 лет

-12

-8

-5

14 - 15 лет

-15

-12

-8

16 - 17 лет

-16

-15

-10

Микроклиматические показатели,
при которых проводятся занятий физической культурой
на открытом воздухе в холодный период года
в условиях муссонного климата
Таблица 6.14
Сезоны года

Класс обучения

Зима

Весна

Лето

Осень

Весеннее
межсезонье
Осеннее
межсезонье

Температура
воздуха, °C

Влажность
воздуха, %

Скорость ветра, м/с

1-4

-1 -7

0 - 75

<2

5 - 11

-1 -15

0 - 00

<5

1-4

0 +5

0 - 80

0-2

5 - 11

-1 +5

0 - 00

0-7

1-4

< +25

< 60

2-6

5 - 11

< +30

< 80

0-8

1-4

> +3

0 - 75

0-2

5 - 11

>0

0 - 00

0-8

1-4

0-3

0 - 60

0-2

5 - 11

0-7

0 - 00

0-6

1-4

0-5

0 - 80

0-3

5 - 11

0 - 10

0 - 00

0-8

Микроклиматические показатели, при которых не проводится
производственная практика
Таблица 6.15
Температура воздуха, °C

Скорость ветра, м/сек

-25

2,0 - 2,5

-20

3,5 - 4,0

-15

4,5 - 5,0

-10

6,0 - 6,5

-5

7,0 - 7,5

0

8,0 - 9,5

191. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это
непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой. В массу
поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
Предельно допустимые величины показателей
тяжести трудового процесса для работников, не достигших
18-летнего возраста
Таблица 6.16
Показатели тяжести
трудового процесса, в
зависимости от характера
работ

Допустимые физические нагрузки (физическая динамическая
нагрузка - кг * м, масса груза - кг, статическая нагрузка - кгс * с),
стереотипные рабочие движения, наклоны, передвижения количество за смену)
для юношей

для девушек

14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы
за смену, кг * м:
при региональной нагрузке
с преимущественным
участием мышц рук и
плечевого пояса при
перемещении груза на
расстояние до 1 м

1000

1250

2500

3000

500

750

1500

2000

при общей нагрузке с участием мышц рук, корпуса, ног:
при перемещении груза на
расстояние от 1 до 5 м

5000

6000

13000

15000

3000

3500

8000

10000

при перемещении груза на
расстояние более 5 м

9000

11000

26000

30000

5500

7000

16000

18000

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг):
подъем и перемещение
(разовое) тяжестей при
чередовании с другой
работой (до 2-х раз в час)
не более 1/3 рабочей
смены

12

15

20

24

4

5

7

8

подъем и перемещение

6

7

11

13

3

4

5

6

(разовое) тяжестей (более
2-х раз в час) в течение не
более 1/3 рабочей смены
подъем и перемещение
вручную груза постоянно в
течение рабочей смены
перемещении грузов на
тележках или в
контейнерах

3

4

12

15

2

20

24

3

4

5

7

8

суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочего дня:
с рабочей поверхности

400

500

1000

1500

180

200

400

500

с пола

200

250

500

700

90

100

200

250

Стереотипные рабочие движения (количество за смену):
при локальной нагрузке, с
участием мышц кистей и
пальцев рук
при региональной нагрузке
(при работе с
преимущественным
участием мышц рук и
плечевого пояса)

20000

10000

30000

20000

30000

15000

10000

15000

Статическая нагрузка, величина статической нагрузки за смену при удержании груза,
приложении усилий, кгс * с:
одной рукой

7000

9000

20000

22000

4000

5000

8000

9000

двумя руками

14000

18000

40000

45000

8000

10000

16000

18000

с участием мышц корпуса и
20000
ног

25000

50000

60000

12000

15000

20000

25000

Рабочая поза: нахождение не более 1 часа
в неудобной
по 10 мин. с
фиксированной позе
перерывами
по 10 мин.

не более 1,5
часов по 15
мин. с
перерывами
по 10 мин.

не более 1 часа
по 10 мин. с
перерывами
по 10 мин

не более 1,5
часов по 15
мин. с
перерывами
по 10 мин.

Наклоны корпуса:
вынужденные наклоны
более 30° (количество за
смену)

40 раз

60 раз

40 раз

60 раз

Перемещение в
пространстве: переходы,
обусловленные
технологическим
процессом в течение

до 3

до 7

до 3

до 7

смены, км
Показатели безопасности песка в песочницах
детских организаций
Таблица 6.17
Показатель

Единицы
измерения

Норматив

Индекс БГКП

кл/г

Менее 10

Индекс энтерококков

кл/г

Менее 10

Патогенные энтеробактерии

кл/г

отсутствие

экз/100г

отсутствие

экз/кг

отсутствие

Удельная эффективная активность природных
радионуклидов

Бк/кг

370

Удельная активность цезия

Бк/кг

100

Кадмий

мг/кг

Не более 2

Кобальт

мг/кг

Не более 5

Марганец

мг/кг

Не более 100

Медь

мг/кг

Не более 3

Мышьяк

мг/кг

Не более 2

Никель

мг/кг

Не более 4

Нитраты

мг/кг

Не более 130

Ртуть

мг/кг

Не более 2,1

Свинец

мг/кг

Не более 6

Фтор

мг/кг

Не более 10

Цинк

мг/кг

Не более 23

Хром

мг/кг

Не более 6

Паразитологические показатели
Цисты патогенных кишечных простейших
Яйца и личинки гельминтов (жизнеспособные)
Радиологические показатели

Санитарно-химические показатели

192. Требования к наличию помещений устанавливаются при наличии в организации данных
видов производственных помещений.

193. Количество холодильников определяется количеством необходимого объема пищевых
продуктов требованием к хранению продуктов.
194. В мучном цехе производственном помещении должны быть обеспечены условия для
просеивания муки.
195. Одна из пяти моечных ванн должна быть оборудована душевой насадкой с гибким
шлангом.
Минимальный перечень оборудования
производственных помещений столовых образовательных
организаций и базовых предприятий питания
Таблица 6.18
Наименование
производственного
помещения

Наименование оборудования

Количество
(не менее)

1

2

3

Склад

стеллажи

1

подтоварники

1

среднетемпературные холодильные шкафы

1

низкотемпературные холодильные шкафы

1

психрометр

1

Овощной цех
производственные столы
(первичной обработки
картофелеочистительная машина
овощей - зона)

1

овощерезательная машина

1

моечные ванны

2

раковина для мытья рук

1

Овощной цех
производственные столы
(вторичной обработки
моечные ванны
овощей - зона)

Холодный цех (зона)

2

2
2

универсальный механический привод или (и)
овощерезательная машина

1

среднетемпературные холодильные шкафы

1

раковина для мытья рук

1

производственные столы

2

контрольные весы

1

среднетемпературные холодильные шкафы

1

Мясорыбный цех

универсальный механический привод или (и)
овощерезательная машина

1

бактерицидная установка для обеззараживания
воздуха

1

моечная ванна (для повторной обработки овощей не
подлежащих термической обработке, зелени и
фруктов)

1

раковина для мытья рук

1

производственные столы (для разделки мяса, рыбы и
птицы)

3

контрольные весы

1

среднетемпературные холодильные шкафы

1

низкотемпературные холодильные шкафы

1

электромясорубка

1

моечные ванны

2

колода для разруба мяса

1

фаршемешалка

1

котлетоформовочный автомат

1

раковина для мытья рук

1

Помещение для
производственный стол
обработки яиц (место
в мясо-рыбном цехе) моечные ванны (емкости)

Мучной цех

Доготовочный цех

1
3

емкость для обработанного яйца

1

раковина для мытья рук

1

производственные столы

2

тестомесильная машина

1

контрольные весы

1

пекарский шкаф

1

стеллажи

1

моечная ванна

1

раковина для мытья рук

1

производственные столы

3

контрольные весы

1

Помещение для
нарезки хлеба

Горячий цех

Раздаточная зона

Моечная для мытья
столовой посуды

Моечная для мытья
кухонной посуды

среднетемпературные холодильные шкафы

1

низкотемпературные холодильные шкафы

1

овощерезательная машина

1

моечные ванны

3

раковина для мытья рук

1

производственный стол

1

хлеборезательная машина

1

шкаф для хранения хлеба

1

раковина для мытья рук

1

производственные столы

2

электрическая плита

1

электрическая сковорода

1

духовой (жарочный) шкаф

1

пароконвектомат

1

электропривод для готовой продукции

1

электрокотел

1

контрольные весы

1

раковина для мытья рук

1

мармиты для горячих блюд

2

холодильный прилавок (витрина, секция)

1

производственный стол

1

посудомоечная машина

1

моечные ванны (для мытья столовой посуды)

3

моечные ванны (для стеклянной посуды и столовых
приборов)

2

стеллаж (шкаф)

1

раковина для мытья рук

1

производственный стол

1

моечные ванны (с объемом, позволяющим
обеспечивать полное погружение кухонной посуды),
оборудованные душевой насадкой с гибким шлангом

2

Моечная тары

моечные ванны

2

Производственное
помещение буфетараздаточной с
посудомоечной

производственные столы

2

электроплита

1

моечная ванна

1

среднетемпературные холодильные шкафы

2

раковина для мытья рук

1

Комната приема пищи производственный стол

1

электроплита

1

среднетемпературный холодильный шкаф

1

шкаф (стеллаж)

1

моечная ванна

1

раковина для мытья рук

1

картофелеочистительная машина

1

овощерезательная машина

1

моечные ванны

2

раковина для мытья рук

1

Минимальное количество работников пищеблока
в образовательных организациях и организациях отдыха детей
и их оздоровления
Таблица 6.19
Принцип работы пищеблока
На сырье и полуфабрикатах

На привозной продукции

Численность
питающихся детей

Количество работников пищеблоков

до 200 чел.

1 на 50 чел. (но не менее 1)

от 200 до 400

1 на 60 чел.

от 400 до 700

1 на 70 чел.

более 700 чел.

не менее 10 чел.
1 на 100 детей (но не менее 1)

Виды и масса продуктов в наборе
Таблица 6.20

Вид питания
Сухой паек

Продукты

Масса

Фрукты (предварительно вымытые, поштучно в упаковке из
полимерных материалов)

не менее 60 г
(поштучно)

Вода питьевая расфасованная в емкости (бутилированная),
негазированная,
в
потребительской
упаковке
промышленного изготовления

не более 500 мл

Соковая продукция из фруктов и овощей в
потребительской упаковке промышленного изготовления

не более 200 мл

Молоко стерилизованное и (или) стерилизованные
молочные напитки (2,5% и 3,5% жирности) в ассортименте,
в потребительской упаковке промышленного изготовления

не более 200 мл

Хлебобулочные
изделия
потребительской упаковке

Костровое
питание

в

ассортименте,

в

не более 100 г

Орехи (кроме арахиса и абрикосовых косточек),
сухофрукты в ассортименте, в потребительской упаковке

не более 100 г

Мучные кондитерские изделия промышленного (печенье,
вафли, мини-кексы, пряники) производства, изделия
обогащенные микронутриентами (витаминизированные) в
ассортименте

не более 150 г

Кондитерские изделия сахарные (зефир, фруктовозлаковые
батончики),
изделия
обогащенные
микронутриентами (витаминизированные), шоколад в
ассортименте, в потребительской упаковке

не более 100 г

Хлеб черный и белый;
Суммарно не
Крупы, макаронные изделия;
менее возрастной
Консервы мясные, овощные, фруктовые;
физиологической
Консервы рыбные в масле и (или) натуральные;
потребности в
Овощи свежие или сублимированные;
пищевых
Картофель;
веществах и
Фрукты свежие;
энергии
Молоко сухое, сгущенное, концентрированное;
Молоко стерилизованное и стерилизованные молочные
напитки;
Масло сливочное, топленое;
Масло растительное;
Сыры твердых сортов;
Какао, чай;
Специи;
Соковая продукция из фруктов и овощей;
Мучные
кондитерские
изделия
промышленного
производства (печенье, вафли, мини-кексы, пряники;
Кондитерские изделия сахарные (зефир, кондитерские
батончики, конфеты, кроме карамели), шоколад в
ассортименте - в потребительской упаковке весом до 100 г.
VII. Гигиенические требования к печатным

учебным изданиям для общего образования и среднего
профессионального образования, изданиям электронным учебным
для общего и среднего профессионального образования,
изданиям книжным, журнальным и газетным для взрослых
Гигиенические требования к печатным учебным изданиям
для общего и среднего профессионального образования
196. Учебные издания для среднего профессионального образования для обучающихся до
18 лет по общеобразовательным дисциплинам следует относить к изданиям для среднего общего
образования. Учебные издания для среднего профессионального образования для обучающихся
старше 18 лет и высшего образования следует относить к изданиям для взрослых.
Гигиенические требования к печатным учебным изданиям
197. Вес учебного издания не должен быть больше:
300 г - для 1 - 4-го классов;
400 г - для 5 - 6-го классов;
500 г - для 7 - 9-го классов;
600 г - для 10 - 11-го классов.
Вес учебного издания для 1 - 4-го классов, предназначенных для работы только в классе (с
обязательным указанием на титульном листе специфики использования издания), не должен
превышать 500 г.
198. Не допускается увеличения веса издания больше чем на 10%.
199. Учебные издания могут быть изготовлены в обложке или в переплетной крышке.
200. Учебные издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть
отделаны припрессовкой пленки.
Учебные издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой
пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованной бумаги или бумаги со специальным
покрытием.
201. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к
ухудшению условий чтения:
шитье проволокой втачку;
клеевое бесшвейное скрепление.
В учебных изданиях, функционально предназначенных к постраничному разъединению
(разрезанию), разрешается применение бесшвейного клеевого скрепления.
202. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер
корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.
Условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст на полях страницы, кроме
корешковых, следует размещать на расстоянии не менее 5 мм от полосы, при этом объем текста
должен быть не более 50 знаков.

Верхние, наружные и нижние поля, не включая иллюстрированного заполнения полей,
должны быть не менее 10 мм.
203. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения
текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7.
Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
204. Не допускается печать текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных
иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
205. В учебных изданиях для 1 - 4-го классов при печати текста объемом более 200 знаков на
цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного
текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых
нормального или широкого, светлого или полужирного начертания.
206. Не допускается применять в учебных изданиях шрифты узкого начертания, кроме
заголовков.
207. В учебных изданиях на уровне начального общего образования не допускается
применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (шрифты из группы медиевальных).
208. В учебных изданиях для 1 - 4-го классов междусловный пробел должен быть не менее
кегля шрифта текста; для 5 - 11-го классов - не менее половины кегля шрифта текста.
209. Не допускается применять:
для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;
для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для
письма;
для наглядных изображений (график, схема, таблица) цветные краски на цветном фоне;
для основного и дополнительного текста набор в 3 и более колонок.
210. Для выделения текста в учебных изданиях на уровне начального общего образования
следует применять не более 3 цветных красок, в учебных изданиях на уровне основного общего
образования не более 2 цветных красок.
211. В изданиях на уровне начального общего образования для основного и
дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) следует применять не более 4
вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой,
или ее начертанием, или наличием цветных выделений.
212. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и
абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
213. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере
информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые
краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение

текста или иллюстраций при раскрывании;
деформация блока или переплетной крышки.
214. В учебных изданиях не допускается отклонение от нормативных требований более чем
на 10% и более чем по двум параметрам, кроме размера шрифта.
215. Не допускается применение газетной бумаги, кроме учебных изданий, функционально
предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию).
216. Полиграфические материалы, применяемые для изготовления печатных учебных
изданий, должны соответствовать требованиям химической безопасности. Из издательской
продукции не должны выделяться вредные вещества в воздушную среду в количестве,
превышающем:
фенол - 0,003 мг/м3,
формальдегид - 0,003 мг/м3. (норматив указан без учета фонового загрязнения
окружающего воздуха).
217. Шрифтовое оформление текста в букваре должно соответствовать требованиям,
изложенным в таблице 7.1.
218. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов.
При двухколонном наборе стихов расстояние между колонками должно быть не менее 18
мм.
219. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать
требованиям, изложенным в таблице 7.1. При этом длина строки не регламентируется.
В списках слов в столбик количество слов в столбике должно быть не более четырех и
расстоянии между столбиками должно быть не менее

¾ квадрата.

Применение курсивного начертания не допускается.
220. Количество переносов на странице не должно превышать 4.
221. В прописях для освоения начальных навыков письма (элементы букв, буквы,
соединительные элементы между буквами, отдельные слова) расстояние между
горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не
менее 5 мм.
В прописях для закрепления навыков письма (отдельные слова и предложения) расстояние
между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4
мм.
Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм.
Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну
краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую.
Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается.
Требования к шрифтовому оформлению букварей
Таблица 7.1

Части
букваря

Кегль, Увеличе
Длина строки
пункты,
ние
не
интерли минималь максималь
ная
ная
менее
ньяжа,
пункты,
квад мм квад мм
не
раты
менее раты

Характеристика шрифта
группа

Букварн 36 (для
не
не
не
рублены
ая
отдельн регламе регламент. регламент.
х
ых букв)
нт.
18

2

6½ 117 7¾ 140 рублены

Емкость
начертание
(количество
знаков,
умещающихс
я в строке
длиной один
квадрат),
зн./кв., не
более
не
регламент.

полужирное
или жирное;
прямое

5,4

нормальное
или
широкое;
полужирное;
прямое

6,0

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное;
прямое

х

Послебу
кварная

18

2

6½ 117

8

144 рублены
х, новых
малокон
трастных

222. В учебных изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и латинской
графических основ, шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно
соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.2.
223. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме
стихов.
При двухколонном наборе стихов должны быть соблюдены требования таблицы 7.2, кроме
длины строки, при этом расстояние между колонками не менее 9 мм.
224. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний,
хронологический материал - только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при
наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
225. В словарной части изданий набор текста должен быть не более чем в две колонки, при
этом расстояние между колонками должно быть не менее 9 мм, при наличии разделительной
линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта
основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.
226. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать
требованиям, изложенным в таблице 7.2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не
менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста. При применении рукописных шрифтов
кегль шрифта должен на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

227. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее
расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.

3½ квадрата при

Требования к шрифтовому оформлению текста
учебных изданий по гуманитарным учебным предметам
для 1 - 4 классов
Таблица 7.2
Классы

Кегль, Увеличе
Длина строки
пункты,
ние
не
интерли минималь максималь
ная
ная
менее
ньяжа,
пункты,
квад мм квад мм
не
раты
менее раты

Первый

18

2

6½ 117 9¼

Второй

16

2

6½ 117 9¼

Третий и
четверт
ый

14

2

6

108

8½

Характеристика шрифта
группа

емкость,
зн./кв., не
более (в
скобках для
шрифтов
латинской
графической
основы)

начертание

6,0

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное;
прямое

167 рублены
х или
новых
167
малокон
трастных

6,0 (6,6)

153

6,7 (7,3)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

При дополнительном тексте объемом не более 200 знаков
12

2

4½

81

7¾ 140 рублены
х или
новых
малокон
трастных

7,7 (8,5)

нормальное
или
широкое;
светлое

228. В зависимости от функционального назначения учебного издания шрифтовое
оформление основного и дополнительного текста в учебных изданиях, выпускаемых с
использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, для 5 - 6 классов должно
соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.3, для 7 - 9 классов - в таблице 7.4, для 10 11 - в таблице 7.5.
229. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать
требованиям, изложенным в таблицах 7.3 - 7.5.
230. Для 5 - 6 классов двухколонный набор для основного и дополнительного текста
применяется только в изданиях по языковедению при соблюдении требований, изложенных в
таблице 7.3.

Для 7 - 9 классов двухколонный набор для основного и дополнительного текста применяется
при соблюдении требований, изложенных в таблицах 7.4, в учебных изданиях для 10 - 11 классов при соблюдении требований, изложенных в таблице 7.5.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее
колонками - не менее 9 мм.

3½ квадрата, расстояние между

Для дополнительного текста - расстояние между колонками не менее 6 мм только при
наличии разделительной линии.
231. При наборе списков слов, словосочетаний, хронологического материала в три и более
колонок расстояние между колонками должно быть не менее 12 мм, при наличии
разделительной линии - не менее 6 мм.
232. В словарной части изданий текст должен быть набран не более чем в две колонки,
расстояние между колонками должно быть не менее 9 мм, при наличии разделительной линии не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта
дополнительного текста в соответствии с таблицей 7.3 в изданиях для 5 - 6 классов, таблицей 7.4 в
изданиях 7 - 9 классов и таблицей 7.5 в изданиях для 10 - 11 классов.
233. В текстовых таблицах изданий для 5 - 6 классов длина строки должна быть не менее

2¾ квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7 - 11 классов - не
менее 1¾ квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по гуманитарным учебным предметам для 5 - 6 классов
Таблица 7.3
Функцио Кегль, Увеличе
Длина строки
нальное пункты,
ние
назначе
не
интерли минималь максималь
ная
ная
ние
менее
ньяжа,
пункты,
квад мм квад мм
не
раты
раты
менее

Учебник
ии
учебные
пособия

12

не регл.

3½

63

8½

153

Характеристика шрифта
группа

емкость,
зн./кв., не
более (в
скобках для
шрифтов
латинской
графической
основы)

начертание

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для учебных изданий по языковедению
10

2

3½

63

8½

153

все
группы

11,0 (12,0)

нормальное
или
широкое;
светлое;

прямое
Для дополнительного текста объемом не более 1000 знаков на странице

Хрестом
атии

9

2

3

54

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

12

2

4½

81

7½

131

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

10

4

4½

81

7½ 131

все
группы

11,0 (12,0)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 1000 знаков на странице

Практик
умы

9

2

3

54

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

10

2

3½

63

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 1000 знаков на странице
9

2

3

54

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по гуманитарным учебным предметам для 7 - 9 классов
Таблица 7.4
Функцио Кегль, Увеличе
Длина строки
нальное пункты,
ние
назначе
не
интерли минималь максималь
ная
ная
ние
менее
ньяжа,
пункты,
квад мм квад мм
не
раты
раты
менее

Характеристика шрифта
группа

емкость,
зн./кв., не
более (в
скобках для
шрифтов
латинской
графической
основы)

начертание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Учебник
ии

10

2

4

72

8½

153

все
группы

не регл.

нормальное
или

учебные
пособия

широкое;
светлое;
прямое
Для учебных изданий по языковедению
9

2

3

54

8½

153

все
группы

9,5 (10,5)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице

Хрестом
атии

8

2

2½

50

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

12

не регл.

4½

81

8

144

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

10

4

4½

81

6¾ 122

все
группы

11,0 (12,0)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице

Практик
умы

8

2

2¾

50

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

10

2

3

54

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для учебных изданий по языковедению
9

2

3

54

не регл.

все
группы

9,5 (10,5)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице
8

2

2¾

50

не регл.

все
группы

не регл.

нормальное

Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по гуманитарным учебным предметам для 10 - 11 классов

Таблица 7.5
Функцио Кегль, Увеличе
Длина строки
нальное пункты,
ние
назначе
не
интерли минималь максималь
ная
ная
ние
менее
ньяжа,
пункты,
квад мм квад мм
не
раты
раты
менее

Учебник
ии
учебные
пособия

12

не
регламе
нтируетс
я

4½

81

10

2

4

72

Характеристика шрифта
группа

емкость,
зн./кв., не
более (в
скобках для
шрифтов
латинской
графической
основы)

начертание

144

все
группы

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

6¾ 122

все
группы

9,5 (10,5)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

8

Для учебных изданий по языковедению
9

2

3

54

не
регламент
ируется

все
группы

10,2 (11,0)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на странице

Практи
кумы

8

2

2¾

50

не
регламент
ируется

все
группы

9

1

3

54

не
регламент
ируется

все
группы

не
нормальное
регламентир
уется
9,5 (10,5)

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для учебных изданий по языковедению
8

1

3

54

не
регламент
ируется

все
группы

не
нормальное
регламентир
или
уется
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на странице

8

1

50

2¾

не
регламент
ируется

все
группы

не
нормальное
регламентир
уется

234. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста учебных изданий для 1 4 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.6.
Не допускается двухколонный набор для основного текста.
При многоколонном наборе для столбцов примеров, задач расстояние между колонками
должно быть не менее 12 мм, при использовании цветного фона и разделительных линий - не
менее 9 мм.
Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта текста в
соответствии с таблицей 7.6.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не более чем на 2 пункта
меньше кегля шрифта текста.
Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать
требованиям, изложенным в таблице 7.6.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта текста.
Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по математическим учебным предметам для 1 - 4 классов
Таблица 7.6
Кегль,
пункты,
не менее

Увеличение
интерлиньяжа,
пункты, не
менее

Минимальная
длина строки

квадраты

Характеристика шрифта
группа

начертание

мм

Для изданий для 1-го класса
14
(для
изданий
первого
года
обучения)

2

5

90

рубленых

нормальное или
широкое; светлое;
прямое

Для изданий для 2 - 4-го класса

14

2

5

90

рубленых или
новых
малоконтрастны
х

12

2

5

90

рубленых

нормальное или
широкое; светлое;
прямое
нормальное или
широкое; светлое;
прямое

235. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5 - 9
классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.7, для 10 - 11 классов - в
таблице 7.8.
Кегль шрифта для основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не более
чем на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.
Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов в
изданиях для 5 - 9 классов и не менее 5 пунктов в изданиях для 10 - 11 классов.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней
строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2
пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
При многоколонном наборе для столбцов примеров и задач расстояние между колонками
должно быть не менее 9 мм, при использовании цветного фона и разделительных линий - не
менее 6 мм.
Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта
дополнительного текста в соответствии с таблицами 7.7 и 7.8.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях (график, схема, таблица, диаграмма)
должен быть не менее 8 пунктов.
Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать
требованиям, изложенным в таблицах 7.7 и 7.8.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного
(дополнительного) текста.
Не допускается набор текста более чем в две колонки в изданиях для 5 - 9 классов, при
двухколонном наборе для 5 - 9 классов следует соблюдать требования таблицы 7.7, в изданиях
для 10 - 11 классов - таблицы 7.8.
Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для
дополнительного текста - не менее 6 мм при наличии разделительной линии.
Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по математическим учебным предметам для 5 - 9 классов
Таблица 7.7
Классы

5-6

Кегль,
Увеличение
пункты, интерлиньяжа,
не
пункты, не
менее
менее

10

не
регламентирует
ся

Минимальная
длина строки

квадраты

мм

2¾

50

Характеристика шрифта
группа

начертание

все группы

нормальное
или широкое; светлое;
прямое

Для дополнительного текста

7-9

9

1

2¾

50

все группы

нормальное

9

1

2¾

50

все группы

нормальное
или широкое; светлое;
прямое

Для дополнительного текста
8

1

50

2¾

все группы

нормальное

Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по математическим учебным предметам для 10 - 11 классов
Таблица 7.8
Функциональн Кегль, Увеличение
ое назначение пункты, интерлинья
не
жа, пункты,
менее
не менее

Учебники и
учебные
пособия

Практикумы

9

1

Минимальная
длина строки

квадраты

мм

3

54

Характеристика шрифта
группа

начертание

все группы

нормальное; светлое;
прямое

Для дополнительного текста
8

не регл.

2¾

50

все группы

нормальное

9

не регл.

2¾

50

все группы

нормальное; светлое;
прямое

8

2

2¾

50

все группы

нормальное; светлое;
прямое

Для дополнительного текста
8

не регл.

2¾

50

все группы

нормальное

236. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 1 - 4
классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно
соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7.9.
Кегль шрифта дополнительного текста не должен быть более чем на 2 пункта меньше кегля
шрифта основного текста.
Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5 - 11 классов
в зависимости от года обучения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице
7.10.
237. В учебных изданиях для 1 - 4 классов не допускается применять двухколонный набор.
Двухколонный набор в изданиях для 5 - 6 класса применяется только для дополнительного

текста, в изданиях для 7 - 11 классов - для основного и дополнительного текста, только при
соблюдении требований, изложенных в таблице 7.10, кроме длины строки.
Длина строки в колонке должна быть не менее
- не менее 9 мм.

3½ квадрата, расстояние между колонками

238. В текстовых таблицах учебных изданий для 1 - 4 классов длина строки должна быть не

3½ квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм, для 5 - 6 классов не менее 2¾ квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7 - 11
классов - не менее 1¾ квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
менее

239. В изданиях для 1 - 4 и 5 - 11 классов кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа
выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 7.9 и 7.10.
При этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного)
текста.
240. Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля
шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не
менее 6 пунктов.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и
надстрочными элементами формул нижней строки должно быть не менее 4 пунктов в изданиях
для 7 - 9 классов и не менее 2 пунктов для 10 - 11 классов.
Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть
неодинаковым на полосе.
Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по естественным учебным предметам для 1 - 4 классов
Таблица 7.9
Функци Клас Кегль, Увеличен
Длина строки
ональн сы пункты,
ие
ое
не
интерлин минимальн максималь
ая
ная
назначе
менее
ьяжа,
ние
пункты,
не менее квадр мм квад мм
аты
раты

Характеристика шрифта
группа

емкост
ь,
зн./кв.,
не
более

начертание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Хрестом
атии

1

18

2

6½

117

9¼

167

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

6,0

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное;
прямое

2

16

2

6½

117

9¼

167

3-4

14

2

6

108

8½ 153

6,0
6,7

нормальное
или

широкое;
светлое;
прямое
Для дополнительного текста объемом не более 200 знаков
рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

12

2

4½

81

7¾

140

Учебни 1 - 2
ки и
учебны
е
пособия

14

2

6

108

8½

153

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

6,7

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное
прямое

3-4

12

2

4½

81

7¾

140

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

7,7

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное;
прямое

7,7

Для дополнительного текста объемом не более 200 знаков

1

Практик
умы

10

2

4½

81

14

2

4¼

77

не регл.

12

2

4¼

77

не регл.

7¼

131

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

8,6

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

6,7

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное;
прямое

7,7

Для дополнительного текста объемом не более 200 знаков
2-4

10

2

4¼

77

не регл.

рублен
ых или
новых
малоко
нтрастн
ых

8,6

нормальное
или
широкое;
светлое или
полужирное

Требования к шрифтовому оформлению текста учебных изданий
по естественным учебным предметам для 5 - 11 классов

Таблица 7.10
Классы

5-6

Кегль,
пункты,
не
менее

10

Увеличен
Длина строки
ие
интерлин минимальна максимальн
я
ая
ьяжа,
пункты,
не менее квадр мм квадр мм
аты
аты
2

2¾

50

8½

153

Характеристика шрифта
группа

начертание

все
группы

нормальное светлое
прямое

Для дополнительного текста объемом на странице не более 1 000 знаков в учебных
изданиях для 5 - 6 классов, не более 1500 знаков - для 7 - 9 классов, не более 2000
знаков - для 10 - 11 классов

7-9

9

1

2¾

50

10

1

2¾

50

не регл.

8½

153

все
группы

нормальное

все
группы

нормальное светлое
прямое

Для дополнительного текста объемом на странице не более 1000 знаков в учебных
изданиях для 5 - 6 классов, не более 1500 знаков - для 7 - 9 классов, не более 2000
знаков - для 10 - 11 классов

10 - 11

8

1

2¾

50

9

2

2¾

50

не регл.

8½

153

все
группы

нормальное

все
группы

нормальное светлое
прямое

Для дополнительного текста объемом на странице не более 1000 знаков в учебных
изданиях для 5 - 6 классов, не более 1500 знаков - для 7 - 9 классов, не более 2000
знаков - для 10 - 11 классов
8

2

2¾

50

не регл.

все
группы

нормальное

241. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста учебных изданий по
специальным дисциплинам для среднего профессионального образования в зависимости от
учебной дисциплины и функционального назначения должно соответствовать требованиям,
изложенным в таблице 7.11.
242. Не допускается набор более чем в две колонки для основного и дополнительного
текста. Двухколонный набор применяется только при соблюдении требований, изложенных в
таблице 7.11.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее
колонками - не менее 9 мм.

3½ квадрата, расстояние между

243. Не допускается набор более чем в две колонки в словарной части изданий.
Двухколонный набор в словарной части изданий применяется только при расстоянии между
колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта
дополнительного текста в соответствии с таблицей 7.11.
244. Кегль шрифта основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не
менее 8 пунктов, вспомогательных элементов - не менее 6 пунктов.
245. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях (график, схема, таблица,
диаграмма) должен быть не менее 8 пунктов.
246. Кегль шрифта выделений текста должен быть не менее 9 пунктов.
247. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 1¾ квадрата при расстоянии
между колонками не менее 6 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста
учебных изданий по специальным дисциплинам для среднего
профессионального образования
Таблица 7.11
Учебные Функцион Кегль, Увеличе
Длина строки
Характеристика шрифта
дисципли
альное
пункты,
ние
ны
назначени
не
интерли минималь максималь емкость, начертание
ная
ная
зн./кв.,
е
менее
ньяжа,
не
более
пункты,
квадр
мм
квадр
мм
не
аты
аты
менее

Гуманитар
Учебники
ные
и
(педагогик учебные
пособия
а,
правоведе
ние,
психологи
я,
эстетика,
физическа
я
культура, Практику
экономик
мы
а)

Математи Учебники,
ческие
учебные
(информа пособия и
тика,
практикум
логика)
ы

10

2

4

72

6¾

122

9,5

10

не регл.

4

72

6

108

9,5

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

Для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на
странице
9

2

3

54

6¾

122

10,2

нормальное

9

2

3

54

6¾

122

10,2

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

8

2

3

54

6¾

122

не регл.

нормальное

не регл.

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

9

1

2¾

50

не регл.

Для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на
странице
8
Естествен
ные
(механика
,
Учебники,
радиоэлек учебные
троника, пособия и
металлург практикум
ия,
ы
медицина
, сельское
хозяйство)

9

1

2

2¾

3

50

54

не регл.

6¾

не регл.

нормальное

9,5

нормальное
или
широкое;
светлое;
прямое

122

Для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на
странице
8

2

3

54

6¾

122

не регл.

нормальное

248. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать
требованиям, указанным в таблице 7.12.
249. Для текстовой информации в электронном учебном издании не допускается применять:
узкое начертание шрифта;
курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста);
более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице;
красный фон электронной страницы.
250. Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть
не менее 9 пунктов.
251. В таблицах кегль шрифта должен быть не менее 10 пунктов. При выводе одной или
нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы кегль шрифта текста в ячейках
должен быть не менее 12 пунктов. Расстояние между колонками в таблице должно быть не менее
12 мм.
Шрифтовое оформление электронных учебных изданий
Таблица 7.12
Классы

Объем текста
единовременного
прочтения, количество
знаков

Кегль шрифта, Длина строки,
пункты, не
мм, не менее
менее

не более 100

16

не регл.

не более 200

18

80

не более 200

14

не регл.

не более 400

16

80

1 - 2 классы

Группа шрифта

рубленые

3 - 4 классы

рубленые

5 - 9 классы

10 - 11 классы,
профессиональ
ное
образование и
профессиональ
ное обучение

более 400

18

90

рубленые

не более 200

12

не регл.

все группы

не более 400

14

50

все группы

более 400

16

80

рубленые

не более 200

10

не регл.

рубленые

не более 400

12

50

все группы

более 400

14

80

все группы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».